Закрыть окно
Логин:
Пароль:
Запомнить:

Бизнес и финансы    Кому, сколько и за что дают чаевые


Что такое «чаевые»? Благодарность, выраженная в денежном эквиваленте тем людям, которые работают в сфере обслуживания. Чаевые даются либо в руки лично, либо сверх представленного счета, иногда просто не забирается сдача. Но кто именно подразумевается под работником сферы обслуживания, дать чаевые которому будет уместно, а может даже не обходимо. Вот некоторые наиболее распространенные варианты.

Размер чаевых





Начнем с того, что раз чаевые это благодарность, и вы хотите ими показать, что обслуживание было на должном уровне, которое вас удовлетворило по всем параметрам, то и вы в ответ должны чаевыми оценить работу и не обидеть служащего. К вам были внимательны, вам не приходилось ждать, вам не задавали не нужные вопросы, с вами были вежливы и предусмотрительны. В общем, данные определения для каждого свои, наверное, хотя перечисленные мною стандарт, которого желает каждый. И тут встает вопрос, как именно давать чаевые, что при этом говорить и, самое главное, каков должен быть их «внешний вид»: сколько и в какой валюте.
Сумма должна соответствовать предоставленной услуге, либо превышать ее. Давать чаевые «железными» монетами, собранными в пригоршню на дне кармана или кошелька не стоит. Выглядит довольно унизительно и такой благодарности могут просто не понять, а если вдруг монетки посыплются на стол, да на пол, еще и в затруднительное положение поставите: собирать или так уйти? Ведь обслуживающий персонал тоже из людей с чувством достоинства и гордости состоит. Поэтому желательно давать все ж таки бумажными купюрами, а мелочь оставить для расчета в магазине. Исключение составить может момент, если эту самую мелочь вам на сдачу пригоршней принесут, правда я б в этом случае, больше в такое заведение не зашла, как и многие другие, думаю. :)
Соответствующая сумма, понятие довольно растяжимое, как вы понимаете. И в разных странах она колеблется от 5 до 25% от общей суммы чека. В России размер чаевых чаще всего составляет от 8 до 15 % от счета. Исходя из этого вы и можете решать, какую суммы чаевых хотите или можете вручить за приятное обслуживание. Ведь чаевые дело добровольное и давать их следует, только если вас действительно все удовлетворило и ни чего не показалось не уместным. Хотя некоторые заведения высокого класса чаевые сразу включают в счет, о чем клиент предупреждается заранее и отказаться от их оплаты уже не будет возможным, а вот оставить сумму сверху от себя так же возможно.
Что касается минимума, то тут существует правило соответствия минимальной бумажной купюре. Поскольку в России это 10 рублей, то за оказанную приятную, но мелкую услугу, этой суммы будет вполне достаточно, чтобы сказать «спасибо». Мне кажется также, что удобней давать желаемую сумму чаевых одной купюрой, то есть определиться сколько вы готовы дать за то или иное дело и рассчитаться одной «монетой», будь то 10, 50 или 100 рублей.

Как давать чаевые





Это будет зависеть от того, кому именно вы даете чаевые. Традиционно при личном контакте с обслуживающим персоналом деньги передаются из рук в руки. В ресторанах, кафе и других заведениях, где выдается книжечка со счетом, чаевые вкладываются в нее вместе с суммой оплаты по чеку, либо просто не забирается сдача. Для обслуживающего персонала гостиниц чаевые могут быть оставлены на кровати или на столике. Опять же в заведениях высокого класса специально для чаевых в номерах есть конверты для чаевых.

Когда давать чаевые





Чаевые даются после того, как услуга получена полностью и вы собираетесь уходить. Ведь этим вы подтверждаете, что предоставленный сервис был на должном уровне. Исключение составят только чаевые персоналу гостиниц. Так как в гостиницах чаевые принято давать дважды: при вселении в номер и уже потом при выселении.

Кому давать чаевые





Чаевые даются только рядовому персоналу. Официанту, бармену в кафе, но ни в коем случае не шеф-повару или управляющему. Горничной, носильщику в гостинице, а не регистратору и вышестоящим лицам. Хотя если вы просите регистратора заказать для вас столик или билеты, та за такую услугу чаевые будут так же уместны.
С этими сферами все понятно, а кто еще имеет право ожидать чаевых? Это могут быть таксисты, парикмахер и другие мастера, делающие нас красивыми, курьерам, доставляющим нам какие-либо товары, работникам автозаправочных станций. Наверное, если задумываться подробно, то список может быть бесконечно долгим, ведь в него можно отнести все области обслуживания и учесть все мелкие должности и работы, с невысокой оплатой труда, но при этом от работы таких людей будет зависеть настроение клиентов.

Что дают чаевые тем, кто их оставляет





Изначальный смысл чаевых в том, чтобы отблагодарить за хорошую работу. Но и дающему чаевые человеку это возвращается в виде других благ. В частности, постоянным клиентам, щедрость которых запоминается персоналу, и раз от разу они стараются угодить и обслужить лучше прежнего. Если давать чаевые мастеру в салоне красоты, то наверняка вы будете для него всегда желанным клиентом, и он с радостью выделит вам время, которое будет наиболее удобно для вас, переместив свой график.
Ну а для тех, кто не является постоянным гостем или клиентом, просто останутся положительные эмоции от того, что сделал кому-то приятное или воздал по заслугам, как говорится.

А как часто вы даете чаевые, где и кому? Поделитесь опытом, интересными ситуациями на эту тему, ведь она всегда будет актуальна :)

+1 1 балл -1 | 02 февраля 2010 15:13:34 | автор: Инна Липова | 1

Комментарии:

Xellos #
18.03.2010 01:44:01
+1 0 -1
Комментарий удален!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь!

Самые умные ↓

Инна Липова
182.6 балла
Olga Nulberg
33.1 балла
Leonid
29.5 баллов
S_A
27.1 баллов
arhangel
24.5 балла

Остальное население →

Подписка ↓

RSS 2.0 - MirSovetov2.ru